Изменения в «1С» с 2020 года!
Переход на электронные трудовые книжки. К чему готовиться работодателям?
С 2020 года работодателям придется перейти на электронные трудовые книжки. Вся информация о трудовой деятельности работников будет храниться в федеральной базе данных Пенсионного фонда России, которая впоследствии станет основой для автоматизированного назначения пенсий. В связи с этим, для работодателей вводится новый вид отчетности – сведения о трудовой деятельности каждого работающего у него застрахованного лица.
Президент РФ 16 декабря 2019 г. подписал Федеральные законы № 436-ФЗ и 439-ФЗ, устанавливающие новый порядок ведения трудовых книжек.. Поправки вносятся в Трудовой кодекс РФ, в Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в КоАП РФ.
До 15 февраля 2020 г. работодатели должны будут предоставить в ПФР электронный отчет о трудовой деятельности сотрудников по форме №СЗВ-ТД. В некоторых случаях может потребоваться подать отчет уже в январе, например при увольнении сотрудника или ликвидации организации. Отчитываться по новой форме работодателям предстоит ежемесячно, до 15 числа каждого месяца, следующего за отчетным. С 2021 года к таким отчетам добавится информирование ПФР о каждом кадровом изменении (приеме на работу и увольнении) практически в режиме онлайн. Информацию в ПФР необходимо будет передать не позднее следующего рабочего дня.
Согласно новым правилам, работодатели будут обязаны до 30 июня 2020 года в письменной форме уведомить каждого работника о праве выбора между бумажной или электронной трудовой книжкой. До конца 2020 года каждый сотрудник должен принять решение и подать соответствующее заявление. Если он этого не сделает – работодатель продолжит вести его трудовую книжку в бумажном виде. В случае если работник предпочтет электронный формат книжки – работодатель зафиксирует этот факт в бумажной трудовой книжке и вернет ее сотруднику. С 2021 года новые бумажные трудовые книжки оформляться уже не будут.
Кроме того, в 2020 году работодатели обязаны будут подготовить и принять внутренние положения о кадровом учете в электронной форме, а также внести изменения в уже действующие акты и коллективные договоры.
Страховые взносы: новый порядок расчета и предоставления отчетности
С 2020 года вступает в силу новая форма расчета по страховым взносам. Отчитаться по этой форме нужно уже за I квартал 2020 года.
Если в организации работает более 10 человек – предоставлять расчет следует только в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Кроме того, с нового года организациям нужно уплачивать взносы и предоставлять расчеты по месту нахождения обособленных подразделений, которым открыты счета в банках и которые производят выплаты в пользу физ. лиц. В числе других изменений – увеличение размера предельной величины базы для исчисления страховых взносов. Так, лимит базы для расчета взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2020 году составит 912 000, а для взносов на обязательное пенсионное страхование – 1 292 000 руб.
В "1С:Предприятии" новые форматы расчета и формы отчетности по страховым взносам уже поддерживаются – достаточно обновить свою программу до актуальной версии и регулярно вести учет.
Новые правила исчисления и декларирования НДФЛ
С 2020 года годовые отчеты по форме 6-НДФЛ и 2-НДФЛ необходимо сдавать не до 1 апреля, как раньше, а до 1 марта. При этом компании с численностью сотрудников более 10 должны будут отчитываться по НДФЛ исключительно в электронной форме. Меняются и формы отчетности. С 1 января 2020 года вступает в силу обновленная форма налоговой декларации 3-НДФЛ, а обязанность по предоставлению декларации по форме 4-НДФЛ отменяется. ИП на ОСНО, нотариусы и адвокаты будут исчислять суммы авансовых платежей по НДФЛ из фактически полученных, а не предполагаемых доходов, а сами авансы можно будет уменьшить на профессиональные и стандартные налоговые вычеты. По итогам I квартала, полугодия и девяти месяцев авансы нужно будет уплачивать не позднее 25 числа первого месяца, следующего за прошедшим кварталом. С 2021 года будет отменена форма 2-НДФЛ, далее сведения о доходах физлиц и суммах налога, удержанных и перечисленных в бюджет, будут представляться в составе расчета по форме 6-НДФЛ.
Обязательная маркировка – порядок введения, подготовка к переходу
Продолжает расширяться перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке. В 2019 году стала обязательной маркировка табака и обуви, запущены эксперименты по маркировке парфюмерии, шин и покрышек, некоторых видов текстильной продукции, фотокамер, фотовспышек и ламп-вспышек, велосипедов, БАД, молочной продукции. Ожидается, что обязательная маркировка товаров в 2020 году коснется фототоваров, духов, шин, товаров легкой промышленности, молочных продуктов. В январе 2020 года планируется старт эксперимента по маркировке минеральной воды. Это станет очередным шагом на пути к обязательной маркировке всех товаров, последовательное введение которой Правительство планирует завершить к 2024 году.
Маркировка предполагает изменения бизнес-процессов, которые непосредственно затронут бухгалтеров. Потребуется переход на электронный документооборот, марки будут отражаться в универсальных передаточных документах (УПД) и кассовых чеках, т.е. в документах, за которые отвечает бухгалтер.
С 1 марта 2020 года запрещается оборот немаркированных обувных товаров. До этого момента все обувные товары, введенные в оборот, должны быть промаркированы. Если у организации есть обувь, приобретенная до 1 марта, но полученная после 1 марта 2020 года – необходимо промаркировать ее до 1 апреля. При продаже обуви в розницу сведения передаются в информационную систему «Честный знак» с помощью онлайн-касс. Остальные продавцы и производители подают в систему данные о приемке и реализации обуви с помощью универсального передаточного документа (УПД), подписанного усиленной электронной цифровой подписью, не позднее 3 рабочих дней со дня отгрузки (передачи, приемки) товара. УПД, подписанный с двух сторон, оператор электронного документооборота передает в систему маркировки.
Маркировка табака была введена 1 июля 2019 года. С этой даты производство и ввоз табачной продукции без кода идентификации запрещен. При этом ее розничная продажа возможна только при условии передачи данных о реализации в систему мониторинга. Но продавать немаркированный табак все еще можно. Это касается продукции, произведенной или ввезенной в РФ до указанной даты. Остатки немаркированных сигарет и папирос можно реализовать до 1 июля 2020 года, а остальную продукцию – до 1 июля 2021 года.
Программы системы "1С:Предпрятие 8" уже готовы для решения этих задач, они комплексно автоматизирует работу с продукцией, подлежащей обязательной маркировке. Например, поддержка различных операций по маркировке обуви и табака уже реализована в программах "1С:Бухгалтерия", "1С:Комплексная автоматизация", "1С:Управление торговлей", "1С:Управление нашей фирмой", "1С:Розница". Выпущена версия 2.4.10 системы "1С:ERP Управление предприятием" с поддержкой полного цикла маркировки производства и оборота обуви и табака. Механизм маркировки лекарственных препаратов реализован в решениях "1С:Библиотека интеграции с МДЛП", "1С:Розница.Аптека" , "1С:Управление аптечной сетью" , "1С:Медицина.Больничная аптека", "1С:Медицина.Стоматологическая клиника". Для удобства пользователей современных решений системы "1С:Предприятие 8" взаимодействие с разными государственными информационными системами маркировки сделано максимально похожим. Все операции обмена с ГИСМ объединены в рабочем месте "1С:Маркировка". В нем можно настроить обмен, оформлять и контролировать все операции.